В соответствии с планом работы судебного участка проведено изучение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.5 и ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренных за 12 месяцев 2022 года.

Целью проведения настоящего обобщения является анализ применения законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 и ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам).

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Часть 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере организации налогового контроля.

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения по данной статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В п. 3 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ.

Субъектами правонарушения по ч. 1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).

Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла.

Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по делам изучаемой категории были составлены уполномоченными должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области.

Всего 12 месяцев 2022 года на судебном участке Новосергиевского района Оренбургской области поступило 31 дело об административных правонарушениях по ст.15.5, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

За указанный период на судебном участке Новосергиевского района Оренбургской области мировым судьей рассмотрено 29 дел об административных правонарушениях.

За 12 месяцев 2022 года мировым судьей рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 14 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За указанный период к административной ответственности по ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения привлечено 4 должностных лиц, в виде штрафа привлечено 11должностных лиц.

Одно дело об административном правонарушении в отношении должностного лица, было передано для рассмотрения по подсудности. В соответствии со ст.29.5 ч.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено по месту его жительства.

Должностное лицо исполняет свои должностные обязанности по месту нахождения организации г.Оренбурга Оренбургской области. В связи с этим протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении должностного лица было передано на рассмотрение по подведомственности мировому судье г. Оренбурга.

За указанный период к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в пределах санкции статья привлечено 14 должностных лица.

Одно дело об административном правонарушении в отношении должностного лица, возвращено в орган составившего административный протокол для устранения недостатков в трехдневный срок. Для приведения протокола об административном правонарушении в соответствие с требованием КоАП РФ, а именно: уточнить время совершения административного правонарушения; заверить все приложенные копии документов надлежащим образом.

Жалоб на постановления, вынесенные по делам изучаемой категории, не поступали.

Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений по делам анализируемой категории мировым судьей не выносились.

Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показало, что дела, поступившие на судебный участок Первомайского района Оренбургской области рассмотрены с соблюдением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помощник м/с Кривобокова А.А.