Административные правонарушения гл.14 КоАП РФ посягают на порядок предпринимательской деятельности. Согласно ч.3 п.1 ст.2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Ограничение проявлений собственной воли и действий предпринимателей осуществляется в той мере, в какой, согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, цель главы 14 КоАП РФ - охрана интересов государства, граждан, предупреждение распространения товара, выполнения работ, оказания услуг, которые могут причинить вред населению, окружающей среде либо иным охраняемым объектам, а также предупреждение нарушения государственной монополии в сфере гражданского оборота. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в Постановлении от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ. За 9 месяцев 2016 года на судебном участке №1 Новосергиевского района Оренбургской области было рассмотрено 388 дел об административных правонарушениях, из них 20 дел об административных правонарушениях по главе 14 КоАП РФ.Категории рассмотренных дел по главе 14 КоАП РФ: - об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (ч.1 ст.14.1 КоАП РФ) - 2 дела; - об осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ) — 1 дело; - о незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (ст.14.2 КоАП РФ) — 10 дел; - о неисполнении руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч.5 ст. 14.13 КоАП РФ) - 1 дело; - о розничной продаже несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ) — 5 дел; - о нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч.3 ст.14.16 КоАП РФ) - 1 дело. Производство по административным делам по данной категории не прекращалось. По всем 20 делам лицам назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 324100 рублей. В части взыскания штрафов – добровольно, до истечения срока предусмотренного ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, правонарушителями уплачен административный штраф по 7 постановлениям на сумму 273000 рублей. Одно постановление обжаловалось по ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ, апелляционной инстанцией постановление мирового судьи оставлено без изменения. Все дела рассмотрены в установленный ст.29.6 КоАП РФ срок. Сроки рассмотрения дел об административном правонарушении мировым судьей не продлевались. При рассмотрении дел об административных правонарушениях данной категории мировой судья учитывает рекомендации Пленума Верховного Суда РФ по применению главы 14 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенных в Постановлении от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» соблюдая при этом установленные законом сроки и требования административного законодательства. Так, постановлением мирового судьи от 02 марта 2016 года, А.Ж. привлечен к административно ответственности по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ. Основанием для привлечения А.Ж. к административной ответственности явилось то, что он, осуществил продажу спиртосодержащей жидкости - водки, не имея свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При назначении наказания мировой судья, учел тяжесть совершенного правонарушения, обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства и назначил наказание в виде административного штрафа. Сотрудником ОМВД РФ по ** району в отношении А.Ю. в июне 2016 года составлен протокол об административном правонарушении по ст.14.2 КоАП РФ. При рассмотрении административного дела мировой судья согласился с указанной квалификацией административного правонарушения и признал А.Ю. виновным по ст. 14.2 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, А.Ю., находясь в помещении магазина «**», расположенного по адресу **, не имея специального разрешения (лицензии), осуществлял незаконную продажу алкогольной продукции, свободная реализация которой запрещена законом. Постановлением мирового судьи А.Ю. назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей с конфискацией спиртосодержащей продукции. Данный вид наказания назначен мировым судьей с учётом конкретных обстоятельств дела, личности виновного (правонарушителя), санкции ст.14.2 КоАП РФ, тяжести правонарушения, смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Согласно ч.1 ст.31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. В соответствии с п.35 Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (часть 1 статьи 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (статья 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (часть 1 статьи 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (статья 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (эти органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания). Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение. Как показало изучение дел, рассматривая административные дела, мировой судья руководствовался нормами КоАП РФ и рекомендациями Пленума Верховного Суда РФ. Направлялись вынесенные по делу постановления для исполнения в службу судебных приставов в установленный срок. В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу. С учетом п.14 Постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2007 года №52 «О сроках рассмотрения судами РФ дел об административных правонарушениях» мировым судьей судебного участка было рассмотрено 8 дел об административных правонарушениях в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу. Во всех материалах имелись сведения об извещении участников производства о времени и месте рассмотрения дела. Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что подготовка к рассмотрению дел начиналась в короткие сроки после поступления мировому судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Предложено: результаты настоящего обобщения обсудить на служебном совещании. Продолжить контроль за исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях. Помощник мирового судьи Ефременко О.А.