Давыдов Василий Федорович родился 23 сентября 1925 года в селе Медведка Тоцкого района Оренбургской области. В 1937 г. году его отца – Давыдова Федора Романовича арестовали и расстреляли за то, что не отдал в колхоз корову, которая кормила всю их в многодетную крестьянскую семью. В 1987 г. Давыдов Федор Романович был реабилитирован (запись в книге Памяти жертвам сталинских репрессий по Оренбургской области), но печать «врага народа» в предвоенные годы отразилась на жизни всей семьи – было тяжело и материально и морально.

Несмотря на это, когда началась Великая Отечественная война, старшие братья Василия - Михаил и Сергей – пошли защищать Родину, а в 1943 г. в возраст 17 с половиной лет вызвался добровольцем на фронт и Василий. Давыдова Василия направили воевать в танковые войска – водителем танка. Боевой путь гвардии старшего сержанта Василия Давыдова проходил под Ленинградом, через Белоруссию в Польшу. Василий был храбрым и честным, всегда выручал товарищей в беде. Точно количество подбитых немецких танков Василий не считал – в день было несколько.

07 июля 1944 г. в Польше танк с экипажем, где находился Василий, был взорван вражескими войсками - из горящей машины молодому парню помог выбраться его фронтовой товарищ. Однако, ногу и зрение Василий потерял в том сражении. Сохранилась медицинская справка эвакогоспиталя г.Тбилисси, где записано «Ранение тяжелое. Ранен на фронте при защите СССР… Диагноз: отсутствие левого бедра в н\з после ампутации, помутнение роговиц оболочек глаз»…

Став инвалидом I группы Великой Отечественной войны в 18 с половиной лет, Василий Давыдов не пал духом, стал совершенствоваться как личность, учиться, заниматься спортом (шахматами), работать, создал семью.

В г.Астрахани закончил муз.училище по классу баяна, в г.Чкалове (так в то время назывался Оренбург) стал секретарем комсомольской организации на предприятии Общества слепых Оренбургской области, вступил в ряды КПСС, получил звание спортивного судьи по шахматам (в семейном архиве хранится книжка с оценкой качества судейства соревнований – отлично).

В институте повышения квалификации руководящих работников ВОС в г.Москве Василий Федорович получил необходимые знания для руководящей работы и несколько лет избирался председателем городского, а затем и Областного Всероссийского Общества слепых (в Оренбургской области). В коллективе Василия Федоровича уважали за стойкий характер, честность, справедливость и умение добиваться улучшения жизненных условий инвалидов области.

Счастливой была и семейная жизнь Василия Федоровича – 33 года он прожил с женой Верой Ивановной, поддерживавшей его во всех начинаниях, воспитав достойную дочь, ставшей преподавателем музыки и увидел появление внучки и внука. Житейские трудности никогда не страшили Василия, всю работу по дому он делал самостоятельно, на дачном участке косил траву сам, сажал и поливал, стоя на костылях. А на праздниках даже танцевал на протезе вальс с любимой женой Верой, любил декламировать наизусть «Василия Теркина» Твардовского А.Т.

Умер Давыдов Василий Федорович 06 июля 1983 года в возраст 57 лет – сказались военные раны и переживания смерти жены Веры, ушедшей из жизни годом ранее.

Бережно хранятся в семейном архиве его медали «За Победу над Германией», за боевые заслуги, награды за трудовую деятельность Всероссийского Общества слепых, почетные грамоты, благодарности и газета «Южный Урал» 1983 года с некрологом (тогда некролога в областной газете удостаивались только заслуженные люди).

Набатчикова Вера Ивановна родилась 21 января 1924 года на станции Арысь Ташкентской железной дороги в семье железнодорожника. В г.Оренбург семья переехала в 1934г. Когда началась Великая Отечественная война, Вера, стремясь быть полезной Родине, окончила в г.Орске курсы медицинских сестер. Сохранилась Красноармейская книжка Набатчиковой В.И. с записью о том, что до призыва ее специальность – учащаяся, год призыва – 1942 (Вере исполнилось 18 лет). Боевой путь молодой медсестры прошел от Сталинграда, через Брянский фронт и до Берлина.

О войне у Веры осталось много воспоминаний: как грохотало все вокруг и небо смешивалось с землей от взрывов, как свистели пули совсем рядом, но она забывала о страхе, видя страдания раненых, их крики о помощи и делала свое дело: перевязывала раны, вытаскивала на своих хрупких девичьих плечах раненых бойцов с поля боя. Много страшных картин войны сохранилось в памяти у Веры на всю жизнь: стоны умирающих с последним словом «Мама!» на устах; ярко-желтое колосящееся поле ржи, скрывавшее внутри себя молодых, красивых убитых парней и землю в крови; большой амбар около госпиталя, который заполнялся умершими каждый час…

С Верой на фронте произошел и такой удивительный случай. Стояла их дивизия в одном монастыре на Брянщине. Вечером, закутавшись в Оренбургский пуховый платок, который ей дала с собой мама, Вера слушала церковные песнопения, вспоминала дом, маму, брата, отца и вдруг решила, что шаль, которая не положена по уставу и командир ругал, надо отдать здесь. Подойдя к одной из монахинь, Вера протянула шаль и попросила молиться за нее. В ответ, поблагодарив за подарок, монахиня спросила, что же просить для нее. Вера подумала и сказала: «Попроси, чтобы меня не убило, мне только 18 лет, я хочу выйти замуж и иметь семью, помогать маме, пусть меня ранят, но только не в лицо – иначе кто ж меня страшную замуж возьмет, пусть ранят туда, где не видно»…Монахиня сказала, что выполнит ее просьбу. Так и случилось.

19 июля 1943 года старший сержант медслужбы 308 с.дивизии 351 с.полка Набатчикова Вера Ивановна в боях за Советскую Родину (так записано в справке о ранении) получила тяжелое ранение – сквозное пулевое ранение таза с повреждением крестца. Веру спасли бойцы, которым она оказывала первую помощь на поле боя, они успели сразу отправить ее в медсанбат в машине, мчавшийся за боеприпасами. Потом был госпиталь в г.Тула, где хорошие врачи поставили молодую девушку на ноги, но сказали, что рожать нельзя, иначе отнимутся ноги.

Несмотря на тяжелое ранение, комсомолка Вера Набатчикова вернулась в Армию, где с полевым госпиталем № 1829 старший сержант медицинской службы дошла до Берлина.

Вспоминая Берлин, Вера говорила, какое колоссальное впечатление на нее – девчонку из небольшого города, никуда не успевшей съездить, произвел этот величественный город: архитектура города ее потрясла. В голове девушки возникло недоумение – зачем этим людям, имеющим такую красоту, понадобились наши города? И тут же в душе поднялась гордость за советских людей, за наш народ, нашу страну – «А все-таки мы их победили!».

В Германии воевал и младший брат Веры – Николай, отец тоже был на фронте – санитаром.

Набатчикова Вера Ивановна была награждена медалью «За боевые заслуги» (запись в Красноармейской книжке пр. 3 № ОУО от 5 апреля 1945 года 49 Армия 2 Белорусский фронт), медалью «За отвагу» (архивный источник ЦАМО, Брянский фронт. дата представления к награде 07.08.1943г.).

После Победы мать писала Вере, когда она придет домой, на что Вера отвечала, что надо выхаживать раненых в Германии и осталась там сверхсрочно. Демобилизовалась Вера Набатчикова только 01.01.1946 года и вернулась в родной Оренбург.

Встретившись в 1946 г. в Оренбурге с Давыдовым Василием Федоровичем – фронтовиком, танкистом, инвалидом I группы Великой Отечественной войны Вера не побоялась трудностей, полюбила веселого смышленого парня и построила с ним крепкую дружную семью, а в конце 1947 года в семье, несмотря на запреты врачей, Вера родила дочь Ольгу.

С молодой семьей жили две бабушки – мать Веры и мать Василия – две вдовы, счастливые тем, что их дети вернулись с этой страшной Войны и живут в мире и согласии.

Давыдова Вера Ивановна после войны работала в торговле, за честный труд имела благодарности, около парка «Тополя» находилась Доска почета «Лучшие труженики города», где был и портрет Веры Ивановны.

Военные раны и переживания сказались на здоровье Веры Ивановны, в 52 года была признана инвалидом Великой Отечественной войны, а в 58 лет после тяжелой болезни ее не стало.

Я горжусь своими дедушкой и бабушкой, низкий им поклон и благодарность за их военный подвиг и достойную мирную жизнь, очень сожалею, что не имела возможности с ними общаться в сознательном возрасте и лично услышать их фронтовые воспоминания (мне не было и 5 лет, когда они ушли из жизни). Память о них бережно хранится в нашей семье (фотографии, документы, вещи, награды), рассказы мамы. Я всегда помню о них и считаю, что поступки таких людей, какими были мои бабушка Вера Ивановна и дедушка Василий Федорович – смелыми, честными, патриотами своей Родины, готовыми отдать за нее жизнь – легли в основу Великой Победы 1945 года и создали фундамент послевоенного восстановления страны. Их жизнь, поступки и характер служат мне примером и жизненным ориентиром. Светлая и вечная им память.

Мировой судья судебного участка № 1

Новосергиевского района

Оренбургской области Федоренко С.В.